Сергей Никитин - вечная пчела. Зайдя в вашу жизнь - пусть на лету, совсем незамеченной, - она, по всей видимости, останется там навсегда. У нее будут меняться имена, "одежды", стили, но она, песня Сергея Никитина, во всех своих проявлениях будет вам так же дорога, как и в первую встречу. Наверно, кому-то покажется забавным, как взрослые дяди и тети, собравшись за праздничным столом, поют под гитару о ежике резиновом, дыркой в боку свистевшем, о собаке, что бывает кусачей, о времени, когда птицы прилетают, а люди теряют, не забыв старательно просклонять по падежам никому не ведомую Брич Муллу, которая почему-то отрава, хоть и сладострастная
Сладострастная отрава
Наверно... Пока этот кто-то не присядет рядом и не подпоет от избытка нахлынувших чувств о музыке Вивальди, о том, как "совсем не та ко мне приходит", о "Рио-Рите" и все остальные никитинские переводы с русского поэтического на русский музыкальный. Впрочем, перепеть все - этот марафон простому смертному не под силу. Равно как и выбрать "самую любимую песню". Я попыталась поспрашивать - ответы выслушивать нет сил, перечисление длится, пока не устанет опрашиваемый или опрашивающий. Не случайно диски и аудиокассеты с записями этих песен всегда раскупались, каким тиражом их не издавай. Даже сейчас, когда наши бывшие соотечественники порой вынуждены экономить каждую копейку, спрос не падает. И, подумав об этом, хочется позволить себе такую роскошь в Израиле как ностальгию.
- Из достижений хочется отметить детский диск на стихи Юнны Мориц, - ответил на вопрос о самых удачных альбомах Сергей Никитин. - Сейчас мы подготовили дополненный вариант "Резиновый ежик", там есть шесть новых записей, в том числе четыре новых песенки. В последнее время мы стремились делать диски, связанные с именем какого-то одного поэта ( Дмитрия Сухарева, "Брич Мулла", Евгения Евтушенко, "Со мною вот что происходит" ). Но практика показала, что "сборники" идут лучше. Например, диск "Времена не выбирают" на стихи разных поэтов и с избражением Т. и С. на обложке, что, по мнению продавцов, играет отнюдь не последнюю роль. С другой стороны, те же продавцы говорят, что наши диски являются товаром долговременного спроса и особенно не беспокоятся, если они не становятся "лидерами продаж". Процесс создания каждого нового альбома - долгий и кропотливый труд. Для достижения хорошего качества звука приходится записываться в студии. Но то, что в концерте получается как бы само собой - живое чувство, непосредственность общения с публикой, импровизационность исполнения - порой бывает очень трудно воспроизвести в студийной обстановке. Отсюда множество дублей, вариантов. Окончательный выбор мы делаем втроем: это наш постоянный звукорежиссер и просто друг Александр Самовер, Татьяна и ваш покорный слуга. Бывают и споры, и конфликты... Спасибо Саше Самоверу - своими терпением и доброжелательностью он всегда помогает довольно легко и "без потерь" выйти из тупика. Ну, а мелочей в этом деле не бывает - так что во все приходится вникать. Вот только ловлей "блох" мы не занимаемся - ради сохранения живого нюанса готовы мириться с технической погрешностью.
Юбилейные вечера Сергея Никитина, посвященные его 50-летию, запомнились всем счастливчикам, кому удалось туда попасть. Вечер в зале Чайковского вел Зиновий Ефимович Гердт, с которым Сергей и Татьяна Никитины были очень дружны. Услышав их пение на каком-то празднике в театре кукол, он произнес: "Запахло искусством!".
Часовые любви
Из биографии: "Сергей Никитин родился в Москве 8 марта 1944. Окончил физический факультет Московского университета, кандидат наук. Песни на стихи российских и зарубежных поэтов пишет с 1962 года". Почему вдруг биофизик, посвятивший (казалось!) свою жизнь науке, начал песни писать - на этот вопрос с научной точки зрения ответить невозможно, потому как гены в данном случае нам мало что могут подсказать.
- О предках знаю мало, - говорит Сергей Никитин. - Мои родители приехали в Москву в 1931 г. из деревни, из Брянской области - строить новую Москву. Отец, военнослужащий, научил меня немного играть на балалайке, показал несколько аккордов на семиструнной гитаре. Он умер рано - мне тогда двенадцать лет было. Ну а мама воспитывала нас троих (у меня две старших сестры), и жили мы на пенсию за отца, довольно трудно, как я теперь понимаю. Но тогда я этого совсем не ощущал.
Никогда не жалел, что учился на физфаке МГУ, проработал почти 20 лет в Академии Наук, по специальности биофизика, что среди наших друзей большинство - научная интеллигенция. Все это, в конце концов и сделало меня тем певцом и композитором, которого вы знаете. Наверное, не случайно, что наш самый близкий друг - поэт Дмитрий Сухарев, он же доктор биологических наук.
Итак, он писал песни, которые пел поначалу сам, а потом привлек к этому делу друзей-физиков, создав квартет, переросший в квинтет и, в конце концов, сконцентрировавшийся до дуэта. Кажется, они всегда пели вместе, Сергей и Татьяна, но на самом деле все началось в 1974 году, хотя, наверно, это не очень важно - когда они стали "часовыми любви", когда он и его гитара (как он сам признается, только инструмент помогает ему быстро успокоиться, собраться, сконцентрироваться перед выходом на сцену) обрели "пятый элемент", любовь.
- Гитара меня всегда спасает, - говорит Никитин, - это часть меня самого... Даже в самом разбитом, раздрызганном состоянии, когда берешь в руки гитару, начинаешь что-то там наигрывать, напевать - образуется некий круг, и сам ты часть этого круга, возникает чувство гармонии, согласия и "включенности" в этот мир... Это круговая система самого ближнего порядка. Следующий шаг - это когда к нам с гитарой присоединяется Татьяна и образуется система со множеством новых внутренних связей. Эта общность, конечно в процессе исполнения, помогает справиться с любым волнением, забыть обо всем суетном, и вот ты уже ощущаешь (стоя на сцене), как образуются новые и новые круги, связывающие тебя с людьми в публике, ты чувствуешь буквально всем своим существом, что аудитория разделяет твои мысли, настроена на ту же волну - так бывает, хотя не каждый раз. Друзья обычно говорят - ну, вы сегодня в ударе...
Уже в восемнадцать лет он пришел к выводу, что писать песни он будет на чужие стихи. Что его судьба - писать музыку. И никогда не изменял этому правилу.
- Я сделал выбор в пользу ПОЭЗИИ, - говорит Сергей Никитин. - Судите сами - Шекспир, Пастернак, Самойлов, Левитанский, Мориц, Сухарев... Куда уж тут со своим графоманством. Любимые поэты - те, стихи которых мы поем. Татьяна помогает, не то чтобы рекомендует, а наводчицей работает, заражает своей влюбленностью в то или иное стихотворение. Кроме этого, есть друзья из ученой среды, они иногда даже от руки переписывают любимые стихи, так довольно много песен было написано - ведь переписанное рукою несет некий дополнительный заряд.
Может быть, этим "дополнительным зарядом" объясняется феноменальная популярность (как, если не феноменом, назвать всенародную любовь к его песням?) в течение многих лет всего рожденного его пером, гитарой, голосом?
Все кошки, все коты и все котята
Одно время Сергей Никитин работал в театре Олега Табакова, где сочинил музыку к семи спектаклями получал от своей работы, по его словам, огромное удовольствие, но при этом сам он на сцену никогда не выходил. А недавно по Москве прошелестел слух, что Никитин, дескать, дебютировал - сыграл шута в спектакле "Двенадцатая ночь" "Мастерской Петра Фоменко". Оказалось не совсем шута, а его напарника, музыканта в юбилейном спектакле, отметившем в рождественскую ночь свое десятилетие.
Кино, театр - всегда за кадром, не обидно ли? Может, режиссеры не видели в нем актера, который мог бы и в кадре быть столь же искренним?
- Совсем не обидно, - отвечает известнейший композитор и исполнитель, которого называют "национальным достоянием России". - Актер театра и кино - существо крайне зависимое. От воли случая, от режиссера, от сценария, спонсора... А мы с Татьяной имеем такую шикарную возможность - самим творить свой театр, сочинять репертуар, выбирать партнеров, аудиторию.
Когда после некоторого перерыва Сергей и Татьяна вместе появились на сцене, народ вздохнул спокойно: не развелись! Почему-то показалось очень важным, что этот союз не распался, что они счастливы и... "в желудке играет кларнет". Полгода - сплошные гастроли, зрительные залы в самых разных городах и странах. Но два раза ежегодно они непременно приезжают выступать в Калифорнию, где сейчас живет еще один Никитин, который тоже "не без греха": поет, на диске Александра Дулова он солирует "Размытый путь", а все втроем, Сергей, Татьяна и Саша поют "Античную вазу". Может быть, когда-нибудь и Никитин-младший изменит науке с гитарой...
- Наш сын заканчивает аспирантуру Стэнфордского университета, он филолог, - рассказывает Сергей. - Ну, конечно, играет на гитаре и поет, мне кажется, лучше меня... Так что все возможно. Мы с Татьяной мечтаем о внуках, и эта мечта вполне может сбыться в обозримое время.
Гастроли в Израиле Татьяны и Сергея Никитиных совпали с не самыми радостными событиями у нас в стране. Но вопрос об их отмене ни разу не возник.
- Естественно, сомнения возникали, - признается Сергей Никитин, - особенно после просмотра новостей по телевидению. У нас много друзей в Израиле. Это как бы весь бывший СССР: родина Татьяны - Душанбе, Ташкент, новосибирский Академгородок, Киев, Москва, Ленинград, да из одного нашего Пущино можно составить научную лабораторию! И все эти дорогие нашему сердцу люди здесь, в Израиле, живут и нормально работают. Вот и мы вместе с ними, то есть с вами, поживем и поработаем, душою поработаем. Не зря Поэт сказал: душа обязана трудиться.
www.womenclub.ru
интернет-портал
Ирина Грушина
Сладострастная отрава
Наверно... Пока этот кто-то не присядет рядом и не подпоет от избытка нахлынувших чувств о музыке Вивальди, о том, как "совсем не та ко мне приходит", о "Рио-Рите" и все остальные никитинские переводы с русского поэтического на русский музыкальный. Впрочем, перепеть все - этот марафон простому смертному не под силу. Равно как и выбрать "самую любимую песню". Я попыталась поспрашивать - ответы выслушивать нет сил, перечисление длится, пока не устанет опрашиваемый или опрашивающий. Не случайно диски и аудиокассеты с записями этих песен всегда раскупались, каким тиражом их не издавай. Даже сейчас, когда наши бывшие соотечественники порой вынуждены экономить каждую копейку, спрос не падает. И, подумав об этом, хочется позволить себе такую роскошь в Израиле как ностальгию.
- Из достижений хочется отметить детский диск на стихи Юнны Мориц, - ответил на вопрос о самых удачных альбомах Сергей Никитин. - Сейчас мы подготовили дополненный вариант "Резиновый ежик", там есть шесть новых записей, в том числе четыре новых песенки. В последнее время мы стремились делать диски, связанные с именем какого-то одного поэта ( Дмитрия Сухарева, "Брич Мулла", Евгения Евтушенко, "Со мною вот что происходит" ). Но практика показала, что "сборники" идут лучше. Например, диск "Времена не выбирают" на стихи разных поэтов и с избражением Т. и С. на обложке, что, по мнению продавцов, играет отнюдь не последнюю роль. С другой стороны, те же продавцы говорят, что наши диски являются товаром долговременного спроса и особенно не беспокоятся, если они не становятся "лидерами продаж". Процесс создания каждого нового альбома - долгий и кропотливый труд. Для достижения хорошего качества звука приходится записываться в студии. Но то, что в концерте получается как бы само собой - живое чувство, непосредственность общения с публикой, импровизационность исполнения - порой бывает очень трудно воспроизвести в студийной обстановке. Отсюда множество дублей, вариантов. Окончательный выбор мы делаем втроем: это наш постоянный звукорежиссер и просто друг Александр Самовер, Татьяна и ваш покорный слуга. Бывают и споры, и конфликты... Спасибо Саше Самоверу - своими терпением и доброжелательностью он всегда помогает довольно легко и "без потерь" выйти из тупика. Ну, а мелочей в этом деле не бывает - так что во все приходится вникать. Вот только ловлей "блох" мы не занимаемся - ради сохранения живого нюанса готовы мириться с технической погрешностью.
Юбилейные вечера Сергея Никитина, посвященные его 50-летию, запомнились всем счастливчикам, кому удалось туда попасть. Вечер в зале Чайковского вел Зиновий Ефимович Гердт, с которым Сергей и Татьяна Никитины были очень дружны. Услышав их пение на каком-то празднике в театре кукол, он произнес: "Запахло искусством!".
Часовые любви
Из биографии: "Сергей Никитин родился в Москве 8 марта 1944. Окончил физический факультет Московского университета, кандидат наук. Песни на стихи российских и зарубежных поэтов пишет с 1962 года". Почему вдруг биофизик, посвятивший (казалось!) свою жизнь науке, начал песни писать - на этот вопрос с научной точки зрения ответить невозможно, потому как гены в данном случае нам мало что могут подсказать.
- О предках знаю мало, - говорит Сергей Никитин. - Мои родители приехали в Москву в 1931 г. из деревни, из Брянской области - строить новую Москву. Отец, военнослужащий, научил меня немного играть на балалайке, показал несколько аккордов на семиструнной гитаре. Он умер рано - мне тогда двенадцать лет было. Ну а мама воспитывала нас троих (у меня две старших сестры), и жили мы на пенсию за отца, довольно трудно, как я теперь понимаю. Но тогда я этого совсем не ощущал.
Никогда не жалел, что учился на физфаке МГУ, проработал почти 20 лет в Академии Наук, по специальности биофизика, что среди наших друзей большинство - научная интеллигенция. Все это, в конце концов и сделало меня тем певцом и композитором, которого вы знаете. Наверное, не случайно, что наш самый близкий друг - поэт Дмитрий Сухарев, он же доктор биологических наук.
Итак, он писал песни, которые пел поначалу сам, а потом привлек к этому делу друзей-физиков, создав квартет, переросший в квинтет и, в конце концов, сконцентрировавшийся до дуэта. Кажется, они всегда пели вместе, Сергей и Татьяна, но на самом деле все началось в 1974 году, хотя, наверно, это не очень важно - когда они стали "часовыми любви", когда он и его гитара (как он сам признается, только инструмент помогает ему быстро успокоиться, собраться, сконцентрироваться перед выходом на сцену) обрели "пятый элемент", любовь.
- Гитара меня всегда спасает, - говорит Никитин, - это часть меня самого... Даже в самом разбитом, раздрызганном состоянии, когда берешь в руки гитару, начинаешь что-то там наигрывать, напевать - образуется некий круг, и сам ты часть этого круга, возникает чувство гармонии, согласия и "включенности" в этот мир... Это круговая система самого ближнего порядка. Следующий шаг - это когда к нам с гитарой присоединяется Татьяна и образуется система со множеством новых внутренних связей. Эта общность, конечно в процессе исполнения, помогает справиться с любым волнением, забыть обо всем суетном, и вот ты уже ощущаешь (стоя на сцене), как образуются новые и новые круги, связывающие тебя с людьми в публике, ты чувствуешь буквально всем своим существом, что аудитория разделяет твои мысли, настроена на ту же волну - так бывает, хотя не каждый раз. Друзья обычно говорят - ну, вы сегодня в ударе...
Уже в восемнадцать лет он пришел к выводу, что писать песни он будет на чужие стихи. Что его судьба - писать музыку. И никогда не изменял этому правилу.
- Я сделал выбор в пользу ПОЭЗИИ, - говорит Сергей Никитин. - Судите сами - Шекспир, Пастернак, Самойлов, Левитанский, Мориц, Сухарев... Куда уж тут со своим графоманством. Любимые поэты - те, стихи которых мы поем. Татьяна помогает, не то чтобы рекомендует, а наводчицей работает, заражает своей влюбленностью в то или иное стихотворение. Кроме этого, есть друзья из ученой среды, они иногда даже от руки переписывают любимые стихи, так довольно много песен было написано - ведь переписанное рукою несет некий дополнительный заряд.
Может быть, этим "дополнительным зарядом" объясняется феноменальная популярность (как, если не феноменом, назвать всенародную любовь к его песням?) в течение многих лет всего рожденного его пером, гитарой, голосом?
Все кошки, все коты и все котята
Одно время Сергей Никитин работал в театре Олега Табакова, где сочинил музыку к семи спектаклями получал от своей работы, по его словам, огромное удовольствие, но при этом сам он на сцену никогда не выходил. А недавно по Москве прошелестел слух, что Никитин, дескать, дебютировал - сыграл шута в спектакле "Двенадцатая ночь" "Мастерской Петра Фоменко". Оказалось не совсем шута, а его напарника, музыканта в юбилейном спектакле, отметившем в рождественскую ночь свое десятилетие.
Кино, театр - всегда за кадром, не обидно ли? Может, режиссеры не видели в нем актера, который мог бы и в кадре быть столь же искренним?
- Совсем не обидно, - отвечает известнейший композитор и исполнитель, которого называют "национальным достоянием России". - Актер театра и кино - существо крайне зависимое. От воли случая, от режиссера, от сценария, спонсора... А мы с Татьяной имеем такую шикарную возможность - самим творить свой театр, сочинять репертуар, выбирать партнеров, аудиторию.
Когда после некоторого перерыва Сергей и Татьяна вместе появились на сцене, народ вздохнул спокойно: не развелись! Почему-то показалось очень важным, что этот союз не распался, что они счастливы и... "в желудке играет кларнет". Полгода - сплошные гастроли, зрительные залы в самых разных городах и странах. Но два раза ежегодно они непременно приезжают выступать в Калифорнию, где сейчас живет еще один Никитин, который тоже "не без греха": поет, на диске Александра Дулова он солирует "Размытый путь", а все втроем, Сергей, Татьяна и Саша поют "Античную вазу". Может быть, когда-нибудь и Никитин-младший изменит науке с гитарой...
- Наш сын заканчивает аспирантуру Стэнфордского университета, он филолог, - рассказывает Сергей. - Ну, конечно, играет на гитаре и поет, мне кажется, лучше меня... Так что все возможно. Мы с Татьяной мечтаем о внуках, и эта мечта вполне может сбыться в обозримое время.
Гастроли в Израиле Татьяны и Сергея Никитиных совпали с не самыми радостными событиями у нас в стране. Но вопрос об их отмене ни разу не возник.
- Естественно, сомнения возникали, - признается Сергей Никитин, - особенно после просмотра новостей по телевидению. У нас много друзей в Израиле. Это как бы весь бывший СССР: родина Татьяны - Душанбе, Ташкент, новосибирский Академгородок, Киев, Москва, Ленинград, да из одного нашего Пущино можно составить научную лабораторию! И все эти дорогие нашему сердцу люди здесь, в Израиле, живут и нормально работают. Вот и мы вместе с ними, то есть с вами, поживем и поработаем, душою поработаем. Не зря Поэт сказал: душа обязана трудиться.
www.womenclub.ru
интернет-портал
Ирина Грушина
Комментариев нет:
Отправить комментарий