ТАТЬЯНА И СЕРГЕЙ НИКИТИНЫ: "Мы, по крайней мере, не стучали друг на друга..."


Татьяна и Сергей Никитины отвечают на вопросы ведущей Ксении Лариной во время радиоэфира на передаче "Эхо Москвы" от 31 декабря 2007 года


КСЕНИЯ ЛАРИНА: Ну, что ж. В отличие от российской внешней политики, мы свои обещания выполняем, мы пообещали с Сергеем Никитиным, что мы здесь встретимся 8-го числа с Татьяной вместе в прямом эфире, мы это сделали. Сергей Никитин, добрый вечер.

СЕРГЕЙ НИКИТИН: Добрый вечер.

К. ЛАРИНА: И Татьяна Никитина, добрый вечер.

ТАТЬЯНА НИКИТИНА: Здравствуйте, добрый вечер.

К. ЛАРИНА: С праздниками.

Т. НИКИТИНА: Взаимно.

С. НИКИТИН: Со всеми.

К. ЛАРИНА: Со всеми, да. Как прошли все новые года? Таня, Вы уже здесь были на Новый год?

Т. НИКИТИНА: Да.

К. ЛАРИНА: Ну, как это было, расскажите?

Т. НИКИТИНА: Мы чудно отдыхали. Было бы слово "сказочно" применимо, если бы был снег.

К. ЛАРИНА: Да, да. А Вы знали, что его здесь нет.

Т. НИКИТИНА: Ну, что ж тут поделаешь. Была надежда, и даже 31-го пару часов полежал снег. Мы были в Тригорском, в Пушкинских горах, с друзьями. И, в общем, в таком отдохновенном уголке, где все призвано к прекрасному, и к надеждам. Хотя, и в то же время, место, где в полной мере проявилась наша Россия во все времена, и гениальность, и беспощадность, и варварство российское, все вместе. Но чудные музеи, благодаря Гейченко, и благодаря, в общем, позитивной работе Министерства культуры в разные годы, все-таки прибрали эти места. Они чудные. И Тригорское, и Михайловское, и Покровское. В общем, это, конечно, отрадно.

К. ЛАРИНА: Но без снега как-то, скажите, уныло. Ужасно это все грустно. Я вот хожу по улицам и думаю: ну, что ты, в самом деле, страдаешь? Представь себе, что ты в Лондоне, или где-нибудь в Риме. Там именно так проходит зима, наверное. Дождь и дождь.

Т. НИКИТИНА: Но свет другой, Ксень.

К. ЛАРИНА: Там солнце есть.

Т. НИКИТИНА: Но просто вообще дневной свет, он другой.

К. ЛАРИНА: Другой.

Т. НИКИТИНА: Другой угол солнца.

К. ЛАРИНА: Хотя вот вроде такая же плаксивая погода. Но как-то уныло. Ужасно. Я даже здесь ставила, Сереж, вот песня, я работала… Когда я работала в последний раз в выходные? А нет, 6-го, 7-го, вот сейчас я работала, я же поставила песню "Утром снег идет". Ну, думаю, пусть хоть Никитины нам снега наколдуют. Нет. Не идет снег.

С. НИКИТИН: Пока еще не удалось. Но все цитировали Пушкина "Зимы ждала, ждала природа…"

К. ЛАРИНА: "Снег выпал только в январе".

Т. НИКИТИНА: Да, но по Пушкинским календарям, снег должен пойти где-то 16 января, не раньше.

К. ЛАРИНА: Ну, посмотрим. Мы уже как бы отчаялись.

Т. НИКИТИНА: Но это не самая большая все-таки печаль сегодня. Хотя грустно, света меньше.

К. ЛАРИНА: Вы уже пели на родной земле?

Т. НИКИТИНА: Да.

К. ЛАРИНА: Где? Дома?

Т. НИКИТИНА: Нет, мы пели в Доме ученых, у нас был концерт. И потом у нас был в Доме музыки концерт, в театральном зале.

С. НИКИТИН: Это еще в прошлом году, 29 декабря. А в этом году, мы как раз, вот когда были в Пушкинских горах, мы пели для сотрудников Пушкинского музея, в усадьбе в Тригорском. Это было, вообще, мне кажется, было для нас тоже очень интересно.

К. ЛАРИНА: Ну, давайте, чего-нибудь Пушкинское.

Т. НИКИТИНА: А можно тогда Лермонтовское?

К. ЛАРИНА: Пожалуйста.

ПЕСНЯ

К. ЛАРИНА: Так хочется спросить, это Вы про что вообще, это Вы из какого времени?

Т. НИКИТИНА: Ну, вот отличие от сегодняшнего времени, что все-таки обратить внимание, Михаил Юрьевич начинал с анализа своего поколения, и с покаяния собственного, понимаете. А сейчас у нас все в порядке. У нас как бы плюют на прошлых, на прежних. Главное, разрушить то, что было. Вот ужас в чем. Что как бы без Божества, без вдохновенья…

К. ЛАРИНА: А что Вам жальче больше всего из того, что разрушаемо?

Т. НИКИТИНА: Ну, Вы знаете, вот я приведу пример случая, в котором участвовал Булат Шалвович Окуджава. На заре еще вот перестройки появилась статья в "Искусстве кино", где одна дамочка молодая написала: а что такое шестидесятники? Ну, подумаешь, сидели на кухнях, жаловались друг другу, а что собственно они делали? И Булат тогда ей ответил. Да, мы не были героями. Мы были наивны, у нас были какие-то надежды и прекраснодушие. Но мы, по крайней мере, не стучали друг на друга. А Вы, не глядя, настучали на целое поколение. Понимаете, вот о чем я говорю. Что все-таки, когда Давид Самойлов писал: "Нету их и все разрешено. Вот и все, сомкнули очи гении". Тем не менее, в этом "все разрешено", Боже мой, какое тоже было уважение к тем, кто был в начале, к тем, кто тарил дорогу, кто был талантлив, кто что-то умел делать. И какое безобразное, абсолютно, извините за слово, хамское отношение к тем, людям, которые были нашими кумирами сегодня. Как легко расправляются со всеми. В общем, это, конечно, признак серости и бездарности. Потому что не свое, не от себя сказать, а прежде всего, разрушить, чтоб не с чем было сравнивать, вот в чем дело. Потому что я слышала Вашу передачу по поводу анализа телевизионных программ и т.д. Ну, о чем говорить, когда ни одной мелодии за последний год даже не появилось. А мы критикуем там советскую песню и т.д. Да они классики все были по сравнению с тем, что сейчас чем пустозвонит эфир.

С. НИКИТИН: А наш отдых в Пушкинских горах был замечателен еще и тем, что у нас там не работал телевизор. И мы, как говорится, пытались тем, что мы наслаждались русским ландшафтом. И многие почему-то говорили: да, ну, при таком пейзаже, как не писать стихи. Легко было Александру Сергеевичу. Действительно тамошняя природа обладает таким свойством. Это и просторы широкие, и в то же время и масштабы человеческие. Как-то вот и просторно и уютно одновременно. Действительно пробуждаются какие-то даже графоманские устремления.

К. ЛАРИНА: Вы написали стихи, Сергей?

С. НИКИТИН: Нет.

К. ЛАРИНА: Вы написали, наконец, стихотворение?!

С. НИКИТИН: Нет, Вы знаете, просто иногда процесс присвоения заходит так глубоко, что тебе кажется, что те стихи, которые ты поешь, ты их сам и придумал, настолько срастаешься. Ну, вот, может быть, с этого же диска номер 18 Вы поставите. Это стихотворение любимого нами поэта Юрия Левитанского. Вот здесь мы с таким ощущением это поем.

ПЕСНЯ

Т. НИКИТИНА: Ксень, ну, вот Сережа говорил о Тригорском, о Петровском, ведь это оттуда все выросло. Привычка к чтению, привычка к размышлению о себе, о мире, о душе. Это были, в общем, с одной стороны, обычные такие дворянские гнезда, в которых были библиотеки роскошные, по 400 томов книг. И действительно, чем люди занимались? Часто провинциальные барышни еще и столичным давали, так сказать, фору. Потому что только книги, довольно строгое воспитание, и все это как бы для души, для ума. Так вот и формировались вот эти очаги того, что потом дало интеллигенцию в нашей стране, которая сейчас, мне кажется, наконец, окончательно низводится под корень сегодня.

К. ЛАРИНА: Танюш, но она и сама себя низводит. Не скажу за всю интеллигенцию, конечно, не имею права, но есть много представителей ярких, которых мы вчера еще причисляли к интеллигенции, а сегодня это уже совсем другой союз.

Т. НИКИТИНА: К попсе. Согласна. Но, значит, это и не были интеллигенты. Они просто как бы …

К. ЛАРИНА: Это трудно.

Т. НИКИТИНА: И примкнувший к ним Шепилов были.

К. ЛАРИНА: Да, это трудно. Это очень трудно. И прекрасно Вы это понимаете.

Т. НИКИТИНА: Но понимаете, еще, что вот такая унизительная бедность, в которую сегодня попали наши коллеги, например, ученые. И я недавно прочла, что что-то около миллиона уехало на Запад. Это же уехала интеллигенция. Как сейчас презрительно вот сегодня там прочла ИТР. Да, это и было наше богатство. Вот как мы нефть сейчас распродаем, ну, еще недра будут нас сколько-то кормить. А вот это вот уходит навсегда. Потому что это еще все-таки какая-то была ниточка через поколения, через расстрелы, через все, ну. Какая-то духовность где-то сохранялась. А теперь просто это, ну, в какой-то пустыне мы.

К. ЛАРИНА: Мы не в пустыне. Мы с Вами.

Т. НИКИТИНА: Ну, вот мы с Вами. Мы очень рады, что вот Вы, например, существуете с Вашими передачами на "Эхо Москвы". Это важно.

К. ЛАРИНА: Здесь, кстати, много уже. Заказы пошли на песни. Но среди заказов есть и хорошие слова, которые напоминают нашим слушателям о том, кто у нас в гостях. Итак: "Татьяна и Сергей, здравствуйте", - пишет Алла, студентка. – 4 января смотрела по "Культуре" Ваш вечер. Знаете, после такого жить и любить хочется больше. Гораздо больше, чем после первой, второй и прочих кнопок пульта. Спасибо. Вопросов два. Где можно приобрести диски с более-менее полным собранием Ваших песен. И второй, при объявлении Вашего дуэта первой, как правило, называют и пишут Татьяну. Мне кажется, что все это пошло от Сергея".

Т. НИКИТИНА: Спасибо. Мне кажется, это просто вопрос вежливости. Кто женщину…

К. ЛАРИНА: Вперед пропускает.

Т. НИКИТИНА: Конечно, вообще-то, Сергей, но…

С. НИКИТИН: Лэдис фест.

К. ЛАРИНА: Ну, по поводу альбомов. Здесь много этих вопросов. Сереж, ну, я знаю, что есть, вот Вы сегодня принесли, каждый раз приносите на программу диски, которые продаются.

С. НИКИТИН: Ну, в центре авторской песни, я знаю, что всегда можно найти.

К. ЛАРИНА: И в больших магазинах есть. Конечно.

С. НИКИТИН: Конечно. Это не проблема. Опять же в интернет зайдете, там найдете весь наш репертуар. А сейчас мне хочется, чтобы мы вспомнили стихотворение…

К. ЛАРИНА: Мы сейчас не споем только, Сереж. Потому что у нас сейчас новости, буквально через 30 секунд.

С. НИКИТИН: Хорошо.

К. ЛАРИНА: Поэтому давайте мы потерпим. А я пока напомню все наши средства связи. Наш номер, по которому можно отправлять SMS: +7 985 970-45-45. Телефоны прямого эфира давайте попробуем включить. А вдруг вот во второй части нашей программы. 783-90-25 и 783-90-26. А где наши новости? Или у нас их нету? Должны быть, да? Давай, включаем уже бампер. О, вот они.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: И сегодня у нас в студии Татьяна и Сергей Никитины, продолжая грустные размышления Танины, все-таки, Таня, ну, Вы же поете. "Времена не выбирают, в них живут и умирают".

Т. НИКИТИНА: Да, мы стараемся…

К. ЛАРИНА: А что? Везде свои тараканы. И страшные, жуткие, огромное количество искушений. А что в советское время не было искушений? Там не было искушений деньгами. Зато были другие, не менее страшные. И очень многие на них покупались, Вы сами это тоже знаете прекрасно.

Т. НИКИТИНА: Ну, Ксения, Вы понимаете, что мы продолжаем жить так, как жили и тогда.

К. ЛАРИНА: И будут продолжать многие, многие.

Т. НИКИТИНА: Да.

К. ЛАРИНА: Мне, например, главное, я тоже иногда в такое уныние впадаю периодически, в такую кому.

Т. НИКИТИНА: Понимаю.

К. ЛАРИНА: Но, в конце концов, есть театр. Есть замечательные актеры, есть поэзия, которая существует. И сегодня на поэтические вечера собираются полные залы. Вот не дадим Вам соврать, не даст соврать Никитин. Наверняка, видел сам, да.

С. НИКИТИН: Да.

К. ЛАРИНА: Вот Евгений Александрович Евтушенко 10-го числа вечер проводит в зале Чайковского. И я уверена, что будет полный зал, битком. Так что не так все страшно. Тут другой вопрос. Главное, чтобы все-таки не прерывалась эта связь времен. Чтобы все-таки наших детей как-то сохранить, эту охранную грамоту передать по наследству. Вот мне кажется вот это самое главное.

С. НИКИТИН: Поэтому мне кажется, что важно все-таки в этом жизненном пространстве функционировать.

К. ЛАРИНА: Да.

С. НИКИТИН: Звучать в эфире.

К. ЛАРИНА: Делать свое дело.

С. НИКИТИН: Встречаться с детьми. Там детей окучивать, то, чем мы занимаемся. Важно, чтобы высокое поэтическое слово звучало, чтобы оно работало. Вот мне хочется, чтобы мы сейчас вспомнили стихотворение Юнны Мориц, оно называется "Зимний праздник".

ПЕСНЯ

К. ЛАРИНА: Я напомню наши телефоны: 783-90-25 и 783-90-26. Если у Вас есть вопросы к Татьяне или к Сергею Никитиным, то, милости просим, поскольку мы в прямом эфире, надо этим воспользоваться. Есть очень много добрых слов на нашем пейджере и SMS присылают очень приятные, очень много заявок естественно. Ну, я могу Вам назвать песни, которые вспоминают наши слушатели, у каждое свое любимое, свое больное. "Александра", конечно, "Песня о Садовом кольце", это Шпаликов, по-моему. Да?

С. НИКИТИН: Да.

К. ЛАРИНА: "Прощай, Садовое кольцо". "Проходит жизнь" – это, по-моему, что-то с французского, да?

Т. НИКИТИНА: Это вообще ленинградский французский.

К. ЛАРИНА: Да, да, да.

С. НИКИТИН: Это Борис Полоскин. Как сейчас выяснилось…

К. ЛАРИНА: "Как ветерок по полю ржи", да?

Т. НИКИТИНА: Да.

С. НИКИТИН: Просто он маскировал под то, что это вроде как перевод.

К. ЛАРИНА: Потому что я помню, что это перевод с французского. То ли Жак Брель, то ли кто-то.

С. НИКИТИН: А на самом деле, это он придумал, это его стилизация.

К. ЛАРИНА: Замечательная вещь. Ну, "Переведи меня через Майдан". Конечно, супер популярная песня. Так что много.

С. НИКИТИН: Спасибо.

К. ЛАРИНА: "Самолетик" это что такое? Даже не помню, что такое.

Т. НИКИТИНА: Это стихи Сухарева, музыка Берковского Виктора. И уже после ухода Виктора Семеновича мы начали петь.

К. ЛАРИНА: А сколько спето, вообще, считали? Какой-нибудь есть математический подсчет? Вы же все-таки…

С. НИКИТИН: Нет, мы не считаем.

К. ЛАРИНА: Ну, как? Вы такие счетоводы.

Т. НИКИТИНА: Вот как бы в сиюминутном обороте сегодня около 100 песен.

С. НИКИТИН: Да, нет, я думаю, больше.

Т. НИКИТИНА: Что можно спеть сразу.

К. ЛАРИНА: Ну, это мало, мне кажется, что-то какие-то километры песен. Километры.

С. НИКИТИН: Сотни.

Т. НИКИТИНА: Ну, Вы знаете, спасибо большое за заявки. Но мы, Вы не обижайтесь…

К. ЛАРИНА: У нас своя программа.

Т. НИКИТИНА: Да, мы хотели бы и новое что-то показать.

К. ЛАРИНА: Ну, давайте покажем что-нибудь новое, а потом я включу телефон, поскольку есть возможность у людей, они хотят дозвониться и с Вами поговорить, давайте мы сейчас споем.

С. НИКИТИН: Ну, вот, наверное, новое для вас имя Борис Рыжий.

К. ЛАРИНА: Вот Вам поэзия, кстати, молодая поэзия.

Т. НИКИТИНА: Да.

К. ЛАРИНА: Современная поэзия. Она есть.

С. НИКИТИН: Это человек, родившийся в Екатеринбурге в 1974 году, ему сегодня было бы 32, 33 года.

К. ЛАРИНА: Его нету.

С. НИКИТИН: Но, к сожалению, его уже на этом свете нет. В 27 лет он добровольно ушел из этой жизни. В таком Лермонтовском возрасте. Но ему выпало родиться поэтом. Вот такое его размышление. Борис Рыжий.

ПЕСНЯ

К. ЛАРИНА: Спасибо. Берите наушники, Сереж. Напомню телефон еще раз. 783-90-25 и 783-90-26. Але, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, Ксения.

К. ЛАРИНА: Добрый.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, Сергей и Татьяна.

С. НИКИТИН: Добрый вечер.

Т. НИКИТИНА: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Андрей, постоянный слушатель. Москва. Хотел бы, во-первых, поздравить с прошедшим Рождеством, Новым годом, пожелать…

Т. НИКИТИНА: Спасибо.

АНДРЕЙ: Пожелать Вам творческих успехов, вдохновения. И хотел бы просто свое мнение сказать о том, что Вы делаете. Это удивительное объединение музыкальности и интеллекта. Т.е. я считаю, что это эталон. И Ваши песни, они, собственно говоря, имеют свое разное абсолютно содержание. Но они имеют постоянно один и тот же высокий уровень. Это вот мое такое мнение.

С. НИКИТИН: Спасибо.

АНДРЕЙ: Я много знаю Ваших песен. И слушаю. Вот. И поэтому желаю Вам самого, самого доброго.

Т. НИКИТИНА: Спасибо, Андрей, большое.

К. ЛАРИНА: Спасибо, Андрей. Опубликуйте, пожалуйста, где-нибудь это мнение Ваше. Очень бы хотелось его прочитать.

С. НИКИТИН: Спасибо. Ну, все-таки мы относим то, что вот сказал наш слушатель все-таки еще и за счет того, что в основу всего, что мы делаем, мы берем…

К. ЛАРИНА: Стихи.

С. НИКИТИН: Поэзию. Стихи, поэзию с большой буквы. Ну, мы просто тоже, как и многие любители поэзии, любим это, мы пытаемся это свое отношение выразить в том, как мы поем, что мы поем. Иногда вот я уже говорил о том, что присваиваем стихи того или иного поэта.

К. ЛАРИНА: А как же? А как же? Але, здравствуйте. (Гудки). Не получилось. Але, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

К. ЛАРИНА: Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Игорь Егоров, вот член клуба "Эхо".

К. ЛАРИНА: Да, да.

И. ЕГОРОВ: Очень Вас уважаю и люблю. Ну, и обожаю просто, ну, чего там говорить.

С. НИКИТИН: Спасибо.

Т. НИКИТИНА: Спасибо.

И. ЕГОРОВ: Все, что Вы поете, это такой бальзам на душу в наше вот это время чудное. Но понимаете, вот мое личное пристрастие – "Бричмула". Обожаю эту песню, не могу от нее отвязаться никак. Удивительная просто вещь. Так она у Вас здорово идет.

Т. НИКИТИНА: Спасибо.

С. НИКИТИН: Спасибо. Это стихи Дмитрия Сухарева. Ну, вот сейчас все-таки мы хотели еще одну песню на стихи Бориса Рыжего исполнить.

ПЕСНЯ

К. ЛАРИНА: Красивые какие вещи. Необыкновенные. Вообще, удивительно, что такой
молодой парень совсем.

Т. НИКИТИНА: Да, сжег себя.

К. ЛАРИНА: А Вы вообще современную поэзию так знаете? Сереж смотрите, Татьяна?

С. НИКИТИН: Интересуемся, да.

Т. НИКИТИНА: Конечно.

К. ЛАРИНА: Ну, и как, есть ощущения какие-то общие от того, что сегодня пишут?

Т. НИКИТИНА: Ну, вот из открытий это все-таки, конечно, Борис Борисович Рыжий. Есть много мастеровитых, так сказать, людей молодых, но мало своего лица.

С. НИКИТИН: Нет, есть очень интересные, ну, больше как бы для головы это. А вот чтобы за душу хватало, не знаю. Ну, наверное, еще появятся.

К. ЛАРИНА: Нет, конечно, появятся. Я тоже… Я все хочу найти какой-то повод для оптимизма. Вот пока Вы пели, стала вспоминать, что еще можно, привести какой аргумент Никитиной Татьяне. Вот, пожалуйста, 9 мая каждый год театр школы Современной пьесы проводит День Булата Окуджавы. Какое количество народа приходит на улицу. И я Вам скажу, что в большинстве это молодежь, понимаете, молодые люди.

Т. НИКИТИНА: Да, конечно, Ксень, моя печаль как раз в том, что мы не умерли, и как бы идет насильственное изъятие нашей культуры…

К. ЛАРИНА: Так было всегда и будет. И всегда будет таких, которые пытаются изъять их, будет большинство. Ну, а таких, которые прорываются, сквозь асфальт прорастают, их будет меньшинство. Что я Вас уговариваю? Это закон, диалектика.

Т. НИКИТИНА: Ксенечка, меня, вот Вы знаете, когда сейчас говорят "рейтинг", там вот такие слова…

К. ЛАРИНА: Да, не обращайте внимания.

Т. НИКИТИНА: Они же растят, они кормят вот этим жутким продуктом, и растят людей, которые думают, что так и должно быть. Что это нормально, что это, ведь выросло уже целое поколение людей совершенно другими представлениями. Ну, в общем, как Вам сказать, даже каких-то законов музыки, поведения.

К. ЛАРИНА: Оно как выросло? Они же все не из детского дома. Их же кто-то растил. Их растило Ваше поколение.

Т. НИКИТИНА: Ну, не всех.

К. ЛАРИНА: А откуда они взялись? Или думаете, что телевизор только всех воспитывает? Я в этом не уверена.

Т. НИКИТИНА: Ксень, у нас очень хорошие есть дети. Вот Вы представляете, что мы пережили. Приехали в Америку. Дождь, проливной дождь. И 3 000 русских собрались на поляне, месят грязь с детьми, со своими складными стульями, и воспроизведена российская атмосфера. Поют с утра до ночи, костры, но только количество еды, конечно, запредельное, американское. Но вот это и есть родина для этих людей. И вот эта песня авторское, это стремление самовыразиться и прикоснуться к языку, к общению, которого нет на Западе. Чего там. Там много чего есть. Но много чего и нет. А чего нет, это именно социума своего. Так вот они два раза в год собираются, чтоб воссоздать вот эту обстановку. Это трогательно до слез просто.

С. НИКИТИН: Ну, это Америка, штат Пенсильвания.

К. ЛАРИНА: А Вы же встречаетесь с детьми. Никитинские встречи, они же проходят.

С. НИКИТИН: Да.

К. ЛАРИНА: Это же дети местные, или не местные.

С. НИКИТИН: Я уже Татьяне рассказывал, совсем другое место. Поселок Кизима, юг, это на Севере, это юг Архангельской области. Там когда-то Юрий Иосифович Визбор работал в школе учителем после окончания педагогического института им. Ленина. И вот нынешние люди, и глава администрации, и директора школ, они там устраивают каждое лето слет авторской песни памяти Юрия Визбора. И вот прошлой осенью мне там удалось побывать, и я познакомился с этими людьми. Ой, Вы знаете, знакомство с этими людьми вселяет оптимизм. Потом мы были в какой-то там деревне, где встретили заведующего библиотекой. Вот эта библиотека превратилась на всю округу там в радиусе 50 км в культурный центр. Туда приезжают специально люди общаться между собой. Там замечательная коллекция книг ну и т.д. есть жизнь.

К. ЛАРИНА: Есть. Жить можно.

С. НИКИТИН: И есть люди. Есть люди замечательные. Они, правда, сейчас в основном вне Москвы.

К. ЛАРИНА: И в Москве есть, я видела таких людей в Москве.

С. НИКИТИН: Конечно, да. В Москве просто менее заметно, скажем так.

Т. НИКИТИНА: Это как я знаю этого человека. Конечно, Ксень…

К. ЛАРИНА: Ну, что же Вы тогда все плакать…

Т. НИКИТИНА: Как бы опять жизнь так раскололась, как бы вот существуем мы и вот пласт, материк, и мы как бы уплываем как у (НЕ РАЗБОРЧИВО) куда-то.

К. ЛАРИНА: Нет. Ну, кстати, я уверена, Татьяна, что это проблема не только наша российская.

Т. НИКИТИНА: Нет, конечно.

К. ЛАРИНА: Вы же знаете, по миру ездите, да. Это везде так.

Т. НИКИТИНА: Читали, наверное, как Софья Губайдулина пишет об этом. О том, что духовность в этом материальном, жутком, коммерческом…

К. ЛАРИНА: Общество потребления.

Т. НИКИТИНА: Да, мире, она просто уничтожается. Сейчас уже не талант художника определяет его вес, а сумма в контракте стоящая, вот в чем ужас. Но такие, как она, продолжают свою поразительную, героическую жизнь.

К. ЛАРИНА: Я бы не хотела, чтобы таланты росли, как картошка. Так не бывает.

Т. НИКИТИНА: Ну, а так и не будет. Конечно.

К. ЛАРИНА: И их единицы. И пусть они будут. Главное-то, чтобы у них была возможность выразить себя.

Т. НИКИТИНА: Востребованность тоже чтоб была.

К. ЛАРИНА: Востребованность. не знаю, я уже стала над этим задумываться. Важно ли это? Важно, чтоб ты смог это сказать. В конце концов, все равно тебя услышат. Услышат. Я, конечно, прекрасно понимаю, что певец не может петь в стол. Да.

Т. НИКИТИНА: Ну, вот Булат когда-то также начинал. Или Галич. Они же, их никто не выпускал по радио. Они же пели по кухням.

К. ЛАРИНА: Но они же были услышаны.

Т. НИКИТИНА: Ну, конечно.

К. ЛАРИНА: Ну, конечно. И сейчас то же самое.

С. НИКИТИН: Дорогие дамы, вот как раз на тему Вашего разговора стихотворение Арсения Тарковского.

ПЕСНЯ

К. ЛАРИНА: Действительно ответ на многие вопросы. А еще вспомнила аргумент, пока слушала.

Т. НИКИТИНА: Давайте.

К. ЛАРИНА: У Лены Камбуровой, слава Богу, есть свой театр.

Т. НИКИТИНА: Ну, Лена – это…

К. ЛАРИНА: Вот уж боец. И боец, согласитесь.

Т. НИКИТИНА: Да, да.

К. ЛАРИНА: И вокруг нее какое сформировалось пространство людей…

Т. НИКИТИНА: И талантов молодых.

К. ЛАРИНА: Ну, что Вы. И она это держит, как колокольчик.

Т. НИКИТИНА: А театр Фоменко?

К. ЛАРИНА: Театр Фоменко. Нет, в театре вообще много чего есть инте… Много тоже
попсятины, как и везде. У нас попса сейчас она ведь везде, не только в музыке. Она и в театре, и в литературе, и в политике.

Т. НИКИТИНА: В жизни, в поведении.

К. ЛАРИНА: В жизни, в поведении. Это модель, которую мы получили. Но можно вырваться, если захотеть. Знать бы зачем.

Т. НИКИТИНА: Ну, в общем, Ксенечка, держитесь.

К. ЛАРИНА: Мы должны уже заканчивать. У нас буквально 2 минуты до конца. Можем что-нибудь спеть финальное, да.

С. НИКИТИН: Ну, вспоминали Булата Шалвовича.

К. ЛАРИНА: Давайте.

ПЕСНЯ

К. ЛАРИНА: Сергей и Татьяна Никитины. Большое спасибо. Время быстро пролетело. И Татьяна меня сегодня заставила выступать в совершенно несвойственной мне роли. Я обычно наоборот. Я обычно такой пессимист глухой, безнадежный. Сегодня вдруг Вы открыли мне чакры, Татьяна.

Т. НИКИТИНА: Спасибо большое.

К. ЛАРИНА: Спасибо Вам большое. Еще раз с праздниками…

С. НИКИТИН: С праздниками всех.

К. ЛАРИНА: И до встречи. Хочется почаще встречаться, приходите.

С. НИКИТИН: Всего доброго.

Т. НИКИТИНА: Спасибо.
радиостанция "Эхо Москвы"
08 Январь 2007 года
ведущая Ксения Ларина

Комментариев нет: