Экстрадосье: Дуэт Татьяны и Сергея Никитных известен и любим уже четыре десятка лет. Сергей Яковлевич родился 8 марта 1944 г. в Москве. Татьяна Хашимовна
родилась 31 декабря 1945 г. в Душанбе. Окончили физфак МГУ, где и познакомились. Поженились в 1967 году. С 1968 г. они – неоднократные лауреаты фестивалей
авторской песни. Постоянные члены жюри Грушинского фестиваля. Лауреаты Царскосельской художественной премии. Сергей Никитин — заслуженный деятель искусств России. С 1974 г. поют дуэтом. Долгое время совмещали песенное творчество с научной работой. С 1987 г. Никитин заведует музыкальной частью в театре Олега
Табакова. Татьяна Никитина заведовала отделом культуры Октябрьского райисполкома Москвы, а в 1992–1994 гг. была замминистра культуры РФ. Сергей Никитин –
автор популярных песен «Резиновый ежик», «Когда мы были молодые» (сл. Ю. Мориц), «Диалог у новогодней елки» (сл. Ю. Левитанского), «Александра» (сл. Ю.
Визбора), «Переведи меня через майдан» (сл. В. Коротича, перевод Ю. Мориц), «Бричмулла» (сл. Д. Сухарева), «Под музыку Вивальди» (сл. А. Величанского, музыка
написана вместе с В. Берковским). Написал музыку к художественным и мультфильмам, театральным постановкам. Среди них: «Почти смешная история» (1977), «Москва
слезам не верит» (1980), «Большой секрет для маленькой компании» (1979); «Я хочу сниматься в кино» (1989), «А чой-то ты во фраке» (1991). Выпустили более
полутора десятков пластинок и компакт-дисков. Сегодня концерты Никитиных – редкость. Они не ведут активной гастрольной деятельности, и все же их песни звучат
в радиоэфире, их поют на вечерах за столом и у костра. И на редких концертах Татьяны и Сергея – всегда аншлаги. Есть сын Александр.
–Вы раньше активно сотрудничали с кинематографом, работали и в мультипликационном жанре, а как сейчас у вас обстоят дела с этими видами искусства?
Т. Н. –Ну, если быть честным, то мы специально никогда ничего не делали для кино или для мультипликации. Все появлялось случайно и это связано с нашими
друзьями – Петром Фоменко или Эльдаром Рязановым, которые просто говорили нам: «Придите, помогите» – и мы приходили. Было одно специальное приглашение, но
только раз: Владимир Меньшов позвал нас исполнить песни в кинофильме «Москва слезам не верит». До этого мы не были с ним знакомы… И больше никто специально
не приглашал. Сейчас кино стало слишком коммерциализировано, и, на мой взгляд, в нем нет места высокой поэзии, а мультипликационный жанр у нас в стране,
вообще, в кризисе…
–Сергей Яковлевич, на чьи стихи вам сейчас наиболее интересно писать песни?
–Круг поэтов определился уже давно… Я сейчас по-настоящему болею Арсением Тарковским – и заново открываю Тарковского для себя. Конечно, я остаюсь верен
Давиду Самойлову – с 70-х годов и по сей день. Ушел из жизни замечательный петербуржец Александр Володин, в нашем репертуаре много песен на его стихи. В
диске «Черно-белое кино» представлены наши песни на стихи Геннадия Шпаликова и Александра Володина – двух авторов, имеющих отношение к кинематографу, а в
диске «Зимний праздник» – на стихи Давида Самойлова и Арсения Тарковского. Оба диска вышли в свет в 2002 году, и их можно приобрести только на наших
концертах, они не поступили в свободную продажу. К сожалению, после 2002 года новых дисков мы пока не издавали.
–Диски сейчас самый популярный медийный продукт, но есть еще книги…
С.Н. – В 1994 году в свет вышла наша книга «Времена не выбирают», сейчас мы работаем над книгой, куда войдут 150 наших лучших песен – текстов и нот. В книге
«Времена не выбирают» их было 85, и сейчас за 10 лет появилось много новых песен, которые хочется издать….
–Вы, в отличие от многих бардов, играете на русской семиструнной гитаре.
–Одно время пытался перейти на «шестиструнку» – мне было любопытно. Но я уже наработал опыт «семиструнки», а у классической гитары столько своей специфики! В
общем, чтобы не впадать в стандарты, я остался верен себе. Не было у меня необходимости переходить и на обычный семиструнный строй. Там опять же свои цыганские стандарты, связанные с русским романсом. Есть у нас умельцы, которые находят собственное лицо на «шестиструнке». Это Виктор Луферов и Александр Суханов. Саша играет, казалось бы, очень просто, но чувствуется, что ни одной ноты сдвинуть нельзя. Как только начинаешь подбирать его песни, сразу же попадаешь в его стиль игры. Александр Мирзаян строит свою гитару на два тона ниже и, таким образом, тоже играет в своем стиле. Каждый из этих музыкантов – яркая индивидуальность, и они вынуждены «продираться» сквозь стандарт. А мне просто повезло – у меня уникальная гитара. На том же строе, что и я, играют
Сергей Смирнов, Юрий Устинов, и, кажется, играл Владимир Ланцберг. Так что я не один.
–А помните, как впервые взяли в руки гитару?
–Я услышал Окуджаву с магнитофонной ленты, и у меня возникло жгучее желание исполнять это самому для себя, для друзей. Конечно, впервые взял в руки
«шестиструнку». Друзья мне показали пять аккордов, а дальше я сам.
–На сцене с вами вместе порой выступает и ваш сын Александр Никитин…
Т.Н – Наш экс-премьер Виктор Черномырдин, как-то желая слыть «своим» среди работников нефтегазовой отрасли, сказал: «Я вырос в атмосфере нефти и газа». Так
вот, наш Саша вырос в атмосфере гитарных переборов, застольного пения, спевок, репетиций. В нашей квартире бывали Юрий Визбор, Виктор Берковский, Александр
Городницкий, Юрий Владимирович Никулин. Позже отдыхали на турбазе Дома ученых, на реке Гауя, в компании с Зиновием Гердтом и Булатом Окуджавой. У
шестилетнего Саши было убеждение, что вообще все люди играют на гитаре и поют. Добавьте 9 лет Гнесинской музыкальной школы, а также мою любовь к классике и
джазу — вот вам база Саши Никитина. И куда же ему было деваться — в свое время взял гитару в руки и запел.
С.Н. – Совершенно естественно мы стали петь втроем. Жалко, времени на репетиции мало – поэтому наш совместный репертуар не так широк. У Саши очень тонкое
чувство стиля. Я принимаю все, что он вносит своей гитарой, но в то же время я понимаю, что я сам на его месте так бы не сыграл. Общее понимание у нас
совпадает, а средства выражения – разные. Это и приводит к новому – из дуэта получается трио, причем совершенно не похожее на дуэт.
–И какие планы у вашего трио?
Т.Н. – Мы не относимся к разряду людей, которые строят планы. Творчество входит в жизнь как-то между прочим. И так же между делом пишем диски. Пока еще не
записали все, что хотели.
С.Н.: –А хотели еще сделать дисков пять, в том числе один диск полностью из песен трио, но надо выбирать время этим заниматься.
–Если творчество вы не планируете, то, наверное, в быту все идет по плану? Кто обычно в семье делает покупки?
Т.Н.: Лучше всего это получается у Саши. Хотя по магазинам, конечно, ходим все – каждый по своим нуждам. Не могу сказать, что за последние годы я делала
какие-то необычные покупки. Вот в советское время достать немецкую стенку или болгарские сапожки было удачей. А сейчас такое разнообразие товаров и
магазинов!
С.Н.: Для меня лучшая покупка – моя гитара – хорошую гитару, которая подошла бы тебе настолько, чтобы ты чувствовал ее, а она играла, подчиняясь, не только
твоим пальцам, но и твоей душе, найти сложно. А русские «семиструнки» вообще – редкость. Конечно, я по-своему настраиваю гитару: ре–си
бемоль–соль–ре–до–соль–ре (от первой к седьмой струне). Но не любую гитару можно так настроить и после этого играть… Так что с гитарой мне повезло.
Экстраблиц. Досадная покупка
Т.Н.– Думаю, если бы вы расспросили нас по отдельности, мы с Сергеем рассказали бы одну и ту же историю. Пару лет назад нужно было записать наш концерт в
Доме ученых в Москве на видеокассету, для того чтобы отправить запись организаторам наших гастролей в другой город. И я, по дороге на концерт, купила
видеокассету, в магазине выяснила все подробности – формат betakam, кем произведена, чем отличается от обычного и DVD–формата, время, чтобы хватило концерт
записать. Отдала нашему приятелю, который концерт снимал. Сняли, послали ее в тот город, куда обещали, и оттуда получили сообщение, что кассета-то наша
бракованная. Оказывается на тысячу кассет одна попадается с бракованной пленкой, и надо же, так не повезло именно мне!
С.Н. – В магазине нам бы с радостью эту кассету обменяли на новую, но если бы мы купили ее заранее и проверили бы… Камера вроде работала, все сняла, а на
кассете ничего не осталось…
бесплатная московская газета "Экстра М СЕВЕР"
родилась 31 декабря 1945 г. в Душанбе. Окончили физфак МГУ, где и познакомились. Поженились в 1967 году. С 1968 г. они – неоднократные лауреаты фестивалей
авторской песни. Постоянные члены жюри Грушинского фестиваля. Лауреаты Царскосельской художественной премии. Сергей Никитин — заслуженный деятель искусств России. С 1974 г. поют дуэтом. Долгое время совмещали песенное творчество с научной работой. С 1987 г. Никитин заведует музыкальной частью в театре Олега
Табакова. Татьяна Никитина заведовала отделом культуры Октябрьского райисполкома Москвы, а в 1992–1994 гг. была замминистра культуры РФ. Сергей Никитин –
автор популярных песен «Резиновый ежик», «Когда мы были молодые» (сл. Ю. Мориц), «Диалог у новогодней елки» (сл. Ю. Левитанского), «Александра» (сл. Ю.
Визбора), «Переведи меня через майдан» (сл. В. Коротича, перевод Ю. Мориц), «Бричмулла» (сл. Д. Сухарева), «Под музыку Вивальди» (сл. А. Величанского, музыка
написана вместе с В. Берковским). Написал музыку к художественным и мультфильмам, театральным постановкам. Среди них: «Почти смешная история» (1977), «Москва
слезам не верит» (1980), «Большой секрет для маленькой компании» (1979); «Я хочу сниматься в кино» (1989), «А чой-то ты во фраке» (1991). Выпустили более
полутора десятков пластинок и компакт-дисков. Сегодня концерты Никитиных – редкость. Они не ведут активной гастрольной деятельности, и все же их песни звучат
в радиоэфире, их поют на вечерах за столом и у костра. И на редких концертах Татьяны и Сергея – всегда аншлаги. Есть сын Александр.
–Вы раньше активно сотрудничали с кинематографом, работали и в мультипликационном жанре, а как сейчас у вас обстоят дела с этими видами искусства?
Т. Н. –Ну, если быть честным, то мы специально никогда ничего не делали для кино или для мультипликации. Все появлялось случайно и это связано с нашими
друзьями – Петром Фоменко или Эльдаром Рязановым, которые просто говорили нам: «Придите, помогите» – и мы приходили. Было одно специальное приглашение, но
только раз: Владимир Меньшов позвал нас исполнить песни в кинофильме «Москва слезам не верит». До этого мы не были с ним знакомы… И больше никто специально
не приглашал. Сейчас кино стало слишком коммерциализировано, и, на мой взгляд, в нем нет места высокой поэзии, а мультипликационный жанр у нас в стране,
вообще, в кризисе…
–Сергей Яковлевич, на чьи стихи вам сейчас наиболее интересно писать песни?
–Круг поэтов определился уже давно… Я сейчас по-настоящему болею Арсением Тарковским – и заново открываю Тарковского для себя. Конечно, я остаюсь верен
Давиду Самойлову – с 70-х годов и по сей день. Ушел из жизни замечательный петербуржец Александр Володин, в нашем репертуаре много песен на его стихи. В
диске «Черно-белое кино» представлены наши песни на стихи Геннадия Шпаликова и Александра Володина – двух авторов, имеющих отношение к кинематографу, а в
диске «Зимний праздник» – на стихи Давида Самойлова и Арсения Тарковского. Оба диска вышли в свет в 2002 году, и их можно приобрести только на наших
концертах, они не поступили в свободную продажу. К сожалению, после 2002 года новых дисков мы пока не издавали.
–Диски сейчас самый популярный медийный продукт, но есть еще книги…
С.Н. – В 1994 году в свет вышла наша книга «Времена не выбирают», сейчас мы работаем над книгой, куда войдут 150 наших лучших песен – текстов и нот. В книге
«Времена не выбирают» их было 85, и сейчас за 10 лет появилось много новых песен, которые хочется издать….
–Вы, в отличие от многих бардов, играете на русской семиструнной гитаре.
–Одно время пытался перейти на «шестиструнку» – мне было любопытно. Но я уже наработал опыт «семиструнки», а у классической гитары столько своей специфики! В
общем, чтобы не впадать в стандарты, я остался верен себе. Не было у меня необходимости переходить и на обычный семиструнный строй. Там опять же свои цыганские стандарты, связанные с русским романсом. Есть у нас умельцы, которые находят собственное лицо на «шестиструнке». Это Виктор Луферов и Александр Суханов. Саша играет, казалось бы, очень просто, но чувствуется, что ни одной ноты сдвинуть нельзя. Как только начинаешь подбирать его песни, сразу же попадаешь в его стиль игры. Александр Мирзаян строит свою гитару на два тона ниже и, таким образом, тоже играет в своем стиле. Каждый из этих музыкантов – яркая индивидуальность, и они вынуждены «продираться» сквозь стандарт. А мне просто повезло – у меня уникальная гитара. На том же строе, что и я, играют
Сергей Смирнов, Юрий Устинов, и, кажется, играл Владимир Ланцберг. Так что я не один.
–А помните, как впервые взяли в руки гитару?
–Я услышал Окуджаву с магнитофонной ленты, и у меня возникло жгучее желание исполнять это самому для себя, для друзей. Конечно, впервые взял в руки
«шестиструнку». Друзья мне показали пять аккордов, а дальше я сам.
–На сцене с вами вместе порой выступает и ваш сын Александр Никитин…
Т.Н – Наш экс-премьер Виктор Черномырдин, как-то желая слыть «своим» среди работников нефтегазовой отрасли, сказал: «Я вырос в атмосфере нефти и газа». Так
вот, наш Саша вырос в атмосфере гитарных переборов, застольного пения, спевок, репетиций. В нашей квартире бывали Юрий Визбор, Виктор Берковский, Александр
Городницкий, Юрий Владимирович Никулин. Позже отдыхали на турбазе Дома ученых, на реке Гауя, в компании с Зиновием Гердтом и Булатом Окуджавой. У
шестилетнего Саши было убеждение, что вообще все люди играют на гитаре и поют. Добавьте 9 лет Гнесинской музыкальной школы, а также мою любовь к классике и
джазу — вот вам база Саши Никитина. И куда же ему было деваться — в свое время взял гитару в руки и запел.
С.Н. – Совершенно естественно мы стали петь втроем. Жалко, времени на репетиции мало – поэтому наш совместный репертуар не так широк. У Саши очень тонкое
чувство стиля. Я принимаю все, что он вносит своей гитарой, но в то же время я понимаю, что я сам на его месте так бы не сыграл. Общее понимание у нас
совпадает, а средства выражения – разные. Это и приводит к новому – из дуэта получается трио, причем совершенно не похожее на дуэт.
–И какие планы у вашего трио?
Т.Н. – Мы не относимся к разряду людей, которые строят планы. Творчество входит в жизнь как-то между прочим. И так же между делом пишем диски. Пока еще не
записали все, что хотели.
С.Н.: –А хотели еще сделать дисков пять, в том числе один диск полностью из песен трио, но надо выбирать время этим заниматься.
–Если творчество вы не планируете, то, наверное, в быту все идет по плану? Кто обычно в семье делает покупки?
Т.Н.: Лучше всего это получается у Саши. Хотя по магазинам, конечно, ходим все – каждый по своим нуждам. Не могу сказать, что за последние годы я делала
какие-то необычные покупки. Вот в советское время достать немецкую стенку или болгарские сапожки было удачей. А сейчас такое разнообразие товаров и
магазинов!
С.Н.: Для меня лучшая покупка – моя гитара – хорошую гитару, которая подошла бы тебе настолько, чтобы ты чувствовал ее, а она играла, подчиняясь, не только
твоим пальцам, но и твоей душе, найти сложно. А русские «семиструнки» вообще – редкость. Конечно, я по-своему настраиваю гитару: ре–си
бемоль–соль–ре–до–соль–ре (от первой к седьмой струне). Но не любую гитару можно так настроить и после этого играть… Так что с гитарой мне повезло.
Экстраблиц. Досадная покупка
Т.Н.– Думаю, если бы вы расспросили нас по отдельности, мы с Сергеем рассказали бы одну и ту же историю. Пару лет назад нужно было записать наш концерт в
Доме ученых в Москве на видеокассету, для того чтобы отправить запись организаторам наших гастролей в другой город. И я, по дороге на концерт, купила
видеокассету, в магазине выяснила все подробности – формат betakam, кем произведена, чем отличается от обычного и DVD–формата, время, чтобы хватило концерт
записать. Отдала нашему приятелю, который концерт снимал. Сняли, послали ее в тот город, куда обещали, и оттуда получили сообщение, что кассета-то наша
бракованная. Оказывается на тысячу кассет одна попадается с бракованной пленкой, и надо же, так не повезло именно мне!
С.Н. – В магазине нам бы с радостью эту кассету обменяли на новую, но если бы мы купили ее заранее и проверили бы… Камера вроде работала, все сняла, а на
кассете ничего не осталось…
бесплатная московская газета "Экстра М СЕВЕР"
17.08.2007
Кирилл Левкин
Кирилл Левкин
Комментариев нет:
Отправить комментарий