Новая встреча с дуэтом Никитиных


Предлагаю вам, мои читатели, на минутку вернуться в наше советское прошлое, в то самое время «Когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли...» вместе с
Татьяной и Сергеем Никитиными. Помните тот дует? Конечно, поющих дуэтов было тогда немало. Но Никитины были лучше и выше других. Их песни шли от сердца и
затрагивали самые сокровенные уголочки души нашей. Они были интеллигентами во всём - в мыслях, в одежде, в манере исполнения, в общении. А что они пели! Вспоминаете? Шекспира и Пастернака, Самойлова и Евтушенко, Твардовского и Окуджаву... Да ещё в разных стилях: то в шотландском («Сонеты» Шекспира), то в славянском («Просьба лирика»), то в восточном («Брич-Мулла»), а то и в стиле барокко («Под музыку ивальди»). И было так загадочно и интересно, что физики по профессии (Никитины закончили МГУ, работали в академических институтах, защитили кандидатские диссертации) на эстраде превращались в лириков. И было столько в них самих искренности, нежности, скромности, очарования, что скоро дуэт Никитиных завоевал нас, став нужным, привычным, своим. Но, как известно, все течёт, все меняется. На эстраде царят давно жесткие ритмы, а лиризм и задушевность вышли из моды. Да и мы живем теперь в другой стране другими ценностями. Но наши сердца все помнят и тоскуют по прекрасному. И вот через годы и через расстояния нас ожидает

Зрители в ожидании. Лица их радостные и улыбающиеся, будто уже получили заряд доброго и светлого. Это аромат прошлого Что он делает с нами - все молодеют и
расцветают прямо на глазах. И я вспомнила тот случай, когда Сергей выступал в моем городе. Он пел тогда один, Татьяна не приехала, и те цветы, которые
предназначались, конечно, ей, я подарила Сергею. Его теплое рукопожатие помню до сих пор. Но сегодня... Сегодня дуэт в полном составе, да и титулы у них
ого какие: Сергей – «Заслуженный деятель искусств России», Татьяна - «Заслуженная артистка России». Дуэт стал «Лауреатом Царскосельской художественной
премии». Нет, к ним сейчас не подступиться, не то, чтобы взять интервью.
И вот Никитины на сцене. Глазам не верю: ничуть не изменились, всё такие же простые, скромные, до боли родные. И вкус к поэзии тот же, и снова зал поёт
вместе с ними – кто тихонько, а кто и во весь голос. Снова мы просим спеть те самые, наши любимые. После концерта Никитины долго раздавали поклонникам автографы, фотографировались с ними на память. А потом – специально для читателей «Районки» и интервью подарили!
- Сергей, Татьяна! Так кто же вы всё-таки больше – «физики» или «лирики»?
- Сергей: Мы не разделяли никогда эти два вида деятельности. Ведь наш головной мозг состоит из двух полушарий – одно заведует творчеством, другое – логическим
мышлением. А учёными доказано, что работа одной половины мозга не умоляет, а наоборот, активизирует деятельность другой. Именно моя научная работа и мои
друзья - интеллигенция «замеса 60-х» сделали меня тем певцом и композитором, которого вы знаете.
- На чём держится долголетие вашего дуэта?
- Татьяна: Мы с Сергеем по жизни очень разные – по характеру, по темпераменту. У каждого на всё свой особый взгляд. Но нас объединяет главное – мировоззрение. Мы не
просто «двое в одну дуду дуем». Мы – гармония, своеобразная борьба и единство противоположностей.
- Ваши любимые поэты? И как вы узнаёте, что именно эти стихи лягут на музыку?
- Сергей: Любимые поэты - это те поэты, стихи которых мы поём. Татьяна у нас работает «наводчицей». Она заражает меня своей влюблённостью в то или иное стихотворение.
Случается, что я прохожу мимо какого-то автора. Татьяна, если ей стихи кажутся интересными, начинает мне их читать. И часто пробивает стену моего непонимания. Она предлагает и варианты мелодий, иногда они закрепляются. Словом, всё происходит во взаимодействии, сотрудничестве, в соавторстве.
- Как вы относитесь к эмиграции?
- Сергей: По-разному. Эмиграция тоже ведь бывает разной. Мы все сейчас даже в своей стране находимся в эмиграции.
- Как переживаете вы эту внутреннюю эмиграцию?
- Татьяна:
Очень тяжело. Все жизненные критерии поменялись. Россия никогда не отличалась тонкостью манер, но такого хамства, такой агрессивности на нашем веку не было.
- Татьяна, в 90-м вы оставили науку и ушли сражаться за отечественную эстраду на административном фронте. Почему вы уже через два года покинули «теплое место» зам. Министра культуры России?
- Татьяна:
Было время, когда мы все были в восторге от перестройки и от того, что тогда происходило в стране. В нас жили надежды, если к власти придут «нормальные
люди», мы сообща построим общество, которое повернётся к человеку лицом. Но, поняв, что никто из «пиджаков» не заинтересован сделать жизнь людей лучше – я
ушла.
- Татьяна, сейчас вы живёте в Италии?
- Татьяна: Не живу, а работаю. Занимаюсь на итальянской фирме артбизнесом.. По-прежнему я связана с отечественной культурой, в частности, устраиваю выставки и
организовываю рекламу для наших художников на Западе.
- А чем занимается Сергей с тех пор, как переключился на творческую деятельность?
- Сергей: С 87-го я состоял в штате театра-студии О.Табакова, писал музыку к постановкам. С 1995-го занимаюсь реализацией собственных проектов. Записал 12
передач на канале «Культура», пишу музыку для театров и кино, работаю на радио и телевидении, провожу во «Дворце детского и юношеского творчества»
«Никитинские вечера», дал 2-х часовой сольный концерт к своему юбилею. Ну и, конечно, работа со стихами.
Потом мы продолжили беседу в красивом китайском ресторанчике и разговор наш принял более откровенный характер.
- А завистники у Никитиных есть?
- Татьяна: Ещё сколько! «Морду» пока не били, но хотели, и не раз. Это было на концертах, когда публика нас не отпускала, а другому певцу надо выходить на сцену.
- Как вы, Татьяна, использовали свое высокое служебное положение в материальном плане - коттеджи, счета за границей имеются?
- Татьяна:
Я горжусь тем, что с чем вошла в эти структуры, с тем и вышла: в личном плане мы с Сергеем ничего не приобрели. Хотя можно было, например, коттедж
стоимостью в 200 тысяч долларов приобрести за 10 тысяч. Да мало ли ещё чего.
- А что, деньги для вас ничего не значат? А, впрочем, вы, Никитины, сами деньги. Ведь слово «талант», которым вы так оба одарены, в переводе
означает «деньги». Значит, у вас их много (рассмеялись).
А кто у вас в Америке живёт?
- Татьяна: Сын.
- Сын эмигрировал в Америку?
- Татьяна: Нет, он не в эмиграции. Сын уехал учиться. Сейчас он заканчивает аспирантуру в Калифорнии в Стэнфордском университете. Шесть лет как женат на американке. Она выучила русский язык. Подарили нам внучку, ей полтора годика.
- А на кого похожа внучка? Чьи корни оказались сильнее – русские или американские? Где они собираются жить?
- Татьяна: Время покажет. Считаю, что Наташа – копия Серёжи. Особенно, когда спит.
- А сын имеет музыкальные способности?
- Сергей: Ещё какие! Он прекрасно поёт, блестяще играет на гитаре, даже лучше меня. Любит авторскую песню.
- Сергей, вы рождены под знаком «Рыбы», именно в женский праздник – 8 марта. Как вам это нравится? И соответствуете ли вы своему знаку Зодиака?
- Сергей:
Я не признаю 8 марта, как праздник. Если ты мужчина и хочешь проявить внимание – проявляй его каждый день. Зачем ждать 8 марта? Знаку Зодиака - соответствую, хотя бы в том плане, что обладаю, как рыбка, способностью ускользать, когда уж очень давят.
- А умеете ли вы, Сергей, готовить?
- Сергей: Только плов. Меня научил его готовить мой тесть Хашим Умарович. Он в Душанбе считался большим мастером по приготовлению плова.
- О римейках спрашивать не буду, - пошутила я.
- Сергей: Ну почему же – спросите. А я отвечу, что музыку примерно к четырёмстам стихам написал сам. Вы намекнули на Киркорова? Считаю, его поступку нет оправдания.
Тут я и вовсе осмелела. Рассказала Сергею о том концерте 15-летней давности, когда он мне «ручку жал» и что я это помню до сих пор. Он рассмеялся и сказал, что сегодня я могу его даже обнять, чтобы помнить следующие 15 лет. Что я и сделала – смотрите фото. Добавлю только, что Татьяна разрешила.
Сергей и Татьяна ещё долго рассказывали о своём любимом деле, а я вдруг вспомнила поэта Д. Шпаликова, стихи которого поют Никитины:
Бывают крылья у художников, и у портных, и у сапожников,
Но лишь художники открыли, как прорастают эти крылья.
А прорастают они так: из ничего, из ниоткуда,
Нет объяснения у чуда, и я на это не мастак».


Газета "Районка"
№12 (50) декабрь 2004
Маргарита Попова

Комментариев нет: